Дерматозы беременных

Стоимость: от 1500 руб

Беременность прекрасное время для любой женщины, особенно когда это запланированное и желанное событие в жизни семейной пары. К сожалению, далеко не всегда в силу различных обстоятельств беременность наступает естественным путем – в таких случаях современная медицина предлагает различные процедуры вспомогательных репродуктивных технологий. Это делает отношение женщины к такому естественному для нее процессу еще более трепетным. И здесь, нередко, сюрпризы может преподнести наша кожа. Целый ряд кожных заболеваний может обостряться при беременности. Вместе с тем, традиционно назначаемые лекарственные препараты имеют ограничения к применению в такой ситуации. И здесь важно, чтобы специалист имел опыт лечения подобных ситуаций.

Наша Клиника в некотором роде уникальна, так как многолетний опыт ведения женщин с кожными заболеваниями при беременности имеет не только главный врач, на протяжении 15 лет являющийся консультантом в НИИ акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта, но и другие специалисты, являющиеся сотрудниками кафедры кожных болезней Первого медицинского университета им. академика  И.П.Павлова.

Теперь попробуем объяснить причины возникновения и обозначить наиболее распространенные кожные болезни при беременности.

Во время беременности основной причиной поражения кожи считаются изменения в иммунной системе беременной. Патологические процессы могут проявляться обострением хронических заболеваний кожи или появлением специфических,  ассоциированных с беременностью дерматозов, так называемых, "дерматозов беременных".

Изменения на коже весьма многообразны как по проявлениям, так и по механизмам развития. Условно их можно разделить на 3 группы:

I. Стигмы беременности:

Хлоазма - наиболее известная из них. В качестве механизма развития предполагаются различные функциональные эндокринно-обменные сдвиги на фоне беременности. Проявляется коричневатыми пятнами неопределенных очертаний, чаще симметричными, на коже щек, лба, подбородка, шеи без субъективных ощущений. Хлоазма может возникать в разные сроки гестации, усиливаясь по мере ее развития и бесследно исчезая вскоре после родов. Но при последующих беременностях хлоазма возникает вновь. Воздействие солнечных лучей усиливает выраженность пятен.

Меланоз беременных - изменения на коже в виде гиперпигментации в области сосков, гениталий, белой линии живота также без субъективных ощущений или воспалительных явлений. После родов эти нарушения исчезают. Хлоазма и меланоз обычно не требуют специального лечения и спонтанно регрессируют после родов.

II. Болезни кожи, относительно часто регистрируемые при беременности:

К этой группе относятся разнообразные изменения и заболевания кожи,  часто сопровождающие беременность, а также некоторые распространенные дерматозы, течение которых в период гестации обычно усугубляется. Главным механизмом является изменение гормональных соотношений в организме беременной. Это, в свою очередь, влияет на функциональные возможности иммунной и нервной систем, состояние желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистую деятельность, водно-солевой обмен и др.

К этой группе относятся: гипергидроз

• гипертрихоз
  • ладонно-подошвенные телеангиэктазии
  • эритема ладоней
  • алопеция – выпадение волос
  • ониходистрофии – изменения ногтевых пластинок

Большинство этих и других состояний, как правило, после родов исчезает. Лечение их при необходимости симптоматическое.

Течение и выраженность симптомов других кожных заболеваний также изменяется во время беременности. К ним в первую очередь относятся экзема, атопический дерматит, псориаз, красный плоский лишай, акне, герпетиформный дерматит Дюринга. Во время беременности они часто обостряются, причем обострения, как правило, более выражены, протекают тяжелее, чем до гестации. Иногда, наоборот, в ходе беременности наступает ремиссия, которая продолжается вплоть до родов, после чего возникает очередное обострение. Коррекция обострений данных дерматозов во время беременности очень затруднительна. Многие медикаменты, применяемые в обычных условиях, влияют на развитие плода. Поэтому ведущим методом становится наружная симптоматическая терапия

III. Собственно дерматозы беременных

Четыре кожных заболевания, характерные для беременности, пемфигоид беременных, полиморфный дерматоз беременных, атопический дерматит беременных, и холестаз беременных можно отличить по клинической картине, гистопатологии,  риску осложнений у плода. Только пемфигоид беременных и внутрипеченочный холестаз беременных связаны с существенным риском для плода. Поскольку для всех этих дерматозов характерен зуд, необходима тщательная оценка любой беременности, сопровождающейся зудом.

Пемфигоид беременных, ранее известный как герпес беременных, является самым редким из кожных нарушений при беременности и представляет собой аутоиммунное заболевание. Клинически  проявляется в виде папул и бляшек, трансформирующихся в везикулобуллезные элементы, локализованных в области пупка с распространением на грудь, спину и конечности. Пемфигоид обычно проходит спонтанно в течение нескольких месяцев после родов. Как правило, наблюдается рецидив дерматоза в течение последующих беременностей с более ранним появлением дерматоза  и большей тяжестью по сравнению с предыдущей беременностью. Лечение  должно быть направлено на уменьшение зуда и образования пузырей.  В легких случаях эффективны топические кортикостероиды и антигистаминные препараты. При тяжелом течении пемфигоида  целесообразно использовать системные кортикостероиды.

Полиморфный дерматоз беременных (PEP) -  является доброкачественным, зудящим воспалительным заболеванием. Он обычно наблюдается в конце третьего триместра или непосредственно после родов при первой беременности. Уртикарные папулы и бляшки появляются сначала на животе, и в отличие от пемфигоида беременных, не поражают область пупка. Сыпь обычно распространяется на бедра и ягодицы, и редко может иметь распространенный характер. Высыпания с четкими границами  регрессируют спонтанно в течение 4-6 недель без связи с лечением. Лечение PEP базируется на купировании симптомов с использованием топических кортикостероидов и антигистаминных препаратов. Если сыпь становится генерализованной, может быть использован короткий курс системных кортикостероидов.

Атопический дерматит беременных (AEP) -   является наиболее распространенным заболеванием кожи у беременных. AEP это доброкачественное заболевание, характеризующееся зудящей экзематозной или папулезной сыпью.   Две трети случаев AEP характеризуются экзематозными изменениями кожи с локализацией в атопических областях тела, таких как шея и сгибательные поверхности конечностей.   Остальные случаи характеризуются папулезной сыпью в области живота и конечностей.  Поражения обычно хорошо поддаются лечению и спонтанно разрешаются после родов. Однако, AEP скорее всего, повторится при последующих беременностях. На плод дерматоз существенно не влияет, но имеется повышенный риск развития атопического дерматита у  младенца.

Внутрипеченочный холестаз беременных (ICP) - характеризуется зудом с острым началом, который часто начинается на ладонях и подошвах, а затем генерализуется. На коже имеются в основном вторичные поражения, такие как экскориации, но могут быть и папулы. В 10% развивается желтуха вследствие сопутствующего внепеченочного холестаза. После родов зуд проходит в течение нескольких недель. Существует риск рецидива при последующих беременностях. Диагностика ICP важна, т.к.существует риск осложнений как для матери, так и для плода.

Лечение направлено на нормализацию уровня желчных кислот в сыворотке крови с целью уменьшить риск для плода и на контроль симптомов у матери.  Рекомендуется лечение урсодезоксихолевой кислотой (УДХК).  Могут использоваться другие препараты, уменьшающие зуд, такие как    антигистаминные препараты, дексаметазон. Лечение беременных с дерматозами представляет большие сложности, особенно в I триместре беременности. При выявлении дерматоза у беременной необходимо ее совместное ведение дерматологом, акушером-гинекологом. Лечение дерматозов у беременных требует дифференцированного подхода к терапии, с учетом срока беременности, обострения заболевания и распространенности процесса.

Клиника располагает достаточной лабораторной базой и всем необходимым набором аппаратуры для диагностики и лечения таких состояний как дерматозы беременных.